Прямой эфир

Запчасти ни при чём? Ремонт авто в России подорожает до 50% из-за одной проблемы

Лилия Батршина
24 февраля, 11:57
Автолюбителей продолжают пугать подорожаниями: теперь сообщается, что стоимость ремонта в текущем году может вырасти на 25%. Реалистичны ли такие прогнозы, или это крайний вариант, который возможен при определённых условиях? К каким катастрофическим последствиям приведёт такое подорожание? Разбирался 78.ru вместе с автоэкспертами.
Коллаж 78.ru: freepik.com/gpointstudio, Belkin Alexey/globallookpress.com, flaticon.com/Freepik

Больше не стесняются

В международной сети автосервисов Fit Service рассказали СМИ, что в 2025 году цены на ремонт и обслуживание автомобилей вырастут на 25%. Причиной тому назвали в основном цены на запчасти, а также рост стоимости самих услуг.

К сожалению, опрошенные 78.ru подтвердили описанную тенденцию: действительно, в этом году о снижении затрат на ремонт можно не мечтать, а вот повышение цен станет печальной реальностью. Впрочем, к этому автолюбители уже привыкли — сильный рост цен стал нашей повседневностью с момента введения санкций и начала общей перестройки экономики страны.

— Сегодня мы видим общее подорожание различных продуктов и услуг. Рынок сервисных услуг автомобилей неразрывно связан с общей экономической ситуацией не только в стране, но и в мире, — отметил в беседе с 78.ru генеральный директор управляющей компании «К-Групп» (сети СТО и магазинов автозапчастей «Кореана» и «Китаяна») Михаил Мартынов.

Независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов напомнил, что за 2024 год стоимость ремонта также выросла. И если услуги самих сервисных центров подорожали незначительно, на 10–15% в среднем (Михаил Мартынов привёл среднюю цифру 20% для семейных автомобилей), то запчасти выросли в цене заметно сильнее, причём не только дефицитные зарубежные, но и отечественные.

— В 2024 году комплектующие для японских и европейских авто стали дороже на 30–50%, для китайских — на 15,5%. Даже для отечественных автомобилей запчасти подорожали примерно на 14%. Например, для моделей LADA с сентября 2024 года средний чек на детали возрос на 3,2%, — привёл цифры эксперт.

Однако 2025 год отличится сильным ростом цен именно на сервисные услуги, а не только на запчасти. Пока, как отметил Михаил Мартынов, этого не произошло, но в перспективе на некоторые услуги автосервисов цены могут взлететь вплоть до 50%. Причина не в санкциях и не в курсах валют — дело в том, что в 2025 году ожидается серьёзное изменение налоговой базы. И это уже видно по стоимости сервиса, подорожание которого сильно ускорилось к концу 2024 года — компании закладывали в свои цены будущие издержки.

Фото: Belkin Alexey/globallookpress.com
Фото: Belkin Alexey/globallookpress.com

Налоговое законодательство в текущем году действительно претерпит большие изменения — самые серьёзные за последние 25 лет. Крупнейшее — это, конечно, прогрессивная шкала НДФЛ, однако есть и те, которые затронут бизнес: так, с 1 января предприниматели, которые используют упрощённую схему налогообложения и имеют доход свыше 60 млн рублей, будут обязаны платить НДС, а ставка налога на прибыль для юрлиц на общей системе налогообложения вырастет с 20% до 25%. Всё это, конечно, не может не сказаться на бизнесе в целом и на автосервисах — в частности.

— Кроме того, стоит отметить, что сами СТО сталкиваются с ростом стоимости ведения бизнеса и увеличением издержек. Например, за счёт повышения стоимости аренды помещений. Арендодатели перестали стесняться повышать ставки, причём это может происходить достаточно резко. Ещё более резкими темпами может расти стоимость услуг, которые оказываются на аутсорсе. Например, стоимость услуг клининга в нашей компании за прошлый год возросла на 50%, — поделился Михаил Мартынов.

На эти издержки курсы валют не оказывают такого уж сильного влияния, хотя остаются серьёзным фактором. Важнее то, что, как отметил эксперт, бизнес перестал бояться повышать стоимость услуг, компенсируя реальную инфляцию — а её каждый оценивает на свой собственный взгляд по рынку, не ориентируясь на официальные цифры.

С запчастями по-прежнему «всё сложно»

А вот на что курсы валют оказывают существенное влияние — это на рынок запчастей. Рост стоимости за 2024 год убедительно продемонстрировал Алексей Тузов, и учитывая, что в 2025 году вряд ли рубль опустится ниже 90 единиц за доллар (а скорее — наоборот, вырастет), запчасти продолжат дорожать. Причём не только зарубежные, но и отечественные.

— Это объясняется тем, что даже в локализованных производствах автомобилей используются импортные комплектующие, стоимость которых исчисляется в долларовом эквиваленте. Соответственно, рост курса влияет на прайсы, — пояснил Алексей Тузов.

Автолюбители помнят проблемы АвтоВАЗа с вариаторами и автоматической трансмиссией, которые поставлялись из-за рубежа: из-за ухода поставщиков на долгий период пришлось остановить выпуск «Лады» с автоматической коробкой, и только в начале 2024 года удалось наладить производство Lada Vesta на «автомате». Кто стал новым поставщиком завода, не раскрывается, однако известно, что это «восточный партнёр» — то есть практически наверняка Китай, скорее всего, WanLiYang. Такая же ситуация произошла и с поставщиками подушек безопасности.

Фото: Belkin Alexey/globallookpress.com
Фото: Belkin Alexey/globallookpress.com

Сложности, как отметил Михаил Мартынов, есть с запчастями и сегодня.

— Основные сложности сегодня наблюдаются с наличием кузовных запчастей. Особенно это касается брендов, ушедших с российского рынка. Это значительно увеличивает сроки ремонта, поскольку часто детали приходится ждать в течение нескольких месяцев, — констатировал он.

Рост стоимости новых запчастей вынуждает автолюбителей присматриваться ко вторичному рынку — это повышает спрос на б/у детали и, соответственно, сказывается на стоимости, добавил эксперт. В итоге цены растут на весь круг деталей и в целом по рынку.

Интересно при этом, что в целом востребованность услуг по ремонту авто сегодня повысилась. Ещё два года назад такие услуги популярностью не пользовались. Связано это тоже с ценами и отсутствием оригинальных запчастей, пояснил Михаил Мартынов, особенно в части узлового ремонта.

— Автовладельцы сегодня активно обращаются с запросами по ремонту генераторов, рулевых реек, компрессоров кондиционеров и т. д. <…> Например, ремонт раздаточной коробки для Kia Sportage на сегодняшний день обойдется в 40 тыс. рублей, тогда как цена новой запчасти начинается от 100 тыс. Неоригинальный генератор на Kia Sorento обойдётся покупателю в 30 тыс. рублей, а стоимость ремонта составит около 10 тыс., — привёл цифры эксперт.

Экономия сегодня — практически девиз любого автолюбителя. Кроме того, поиск оригинальной детали для некоторых моделей может превратиться в незаурядный квест, поэтому отремонтировать её, если есть возможность, гораздо предпочтительнее. То же происходит и в целом с автомобилями: если раньше их меняли раз в пару-тройку лет, сегодня любители определённых марок «держатся» за своё авто максимально долго, ведь альтернатива ему — только отечественные модели и Китай.

— Мы видим сегодня и обратную тенденцию, когда автовладельцы начинают более тщательно обслуживать свои возрастные автомобили. Владельцы начинают обращаться в сервисы на регулярной основе и заблаговременно. Это, безусловно, связано с высокой стоимостью новых автомобилей, — отметил Михаил Мартынов.
Фото: Belkin Alexey/globallookpress.com
Фото: Belkin Alexey/globallookpress.com

Однако не приведёт ли повышенный интерес к ремонту и стремление сэкономить к плачевным последствиям на дорогах?

ДТП и другие неприятности

В периоды повышения цен всегда возрастает желание сэкономить, в том числе и на качестве услуг. В автомире это означает покупку вместо оригинальных деталей б/у запчастей или подделок, а также — замену официальных сервисов «гаражным» и самостоятельным ремонтом.

— Доля таких (поддельных и контрафактных. — Прим. ред.) комплектующих в 2024 году на отечественном авторынке увеличилась почти на 30%, а более 15% россиян планируют в 2025 году обращаться за услугами к частным механикам или ремонтировать авто самостоятельно (36%), — указал Алексей Тузов.

Всё это может серьёзно сказаться на статистике ДТП из-за неисправностей автомобилей, число которых и так в 2024 году увеличилось на четверть, прогнозирует эксперт. Впрочем, Михаил Мартынов успокаивает: «гаражный» ремонт у определённой категории автовладельцев всегда был и остаётся востребованным, а вот сам «гараж» уже давно превратился в нечто иное.

— Сегодня это уже, скорее, не гараж, а небольшая локальная станция технического обслуживания, которая имеет один-два подъёмника, пневматический инструмент. Но, к сожалению, множество таких СТО находятся вне легального поля, то есть не зарегистрированы и не платят налоги. Соответственно, имеют минимальные издержки, в том числе на аренду, и могут позволить себе демпинговать. При этом, как правило, такие СТО не могут предложить клиентам полноценной гарантии ни на детали, ни на оказанные услуги, — описал ситуацию эксперт.

В таком случае больше всего рискует, конечно, сам автолюбитель: предъявить претензии при новой поломке будет некому, как и вернуть деньги или заставить переделать работу. Главное, чтобы проблема не возникла на дороге: никому не хочется пополнять собой статистику ДТП.

Фото: Svetlana Vozmilova/globallookpress.com
Фото: Svetlana Vozmilova/globallookpress.com

Что будет дальше с ценами на ремонт авто? Эксперты указывают, что сегодня очень сложно делать прогнозы — всё будет зависеть от экономической и геополитической обстановки в стране и в мире. Скорее всего, продолжится рост спроса на узловой ремонт и сохранится большое внимание к уже приобретённым автомобилям, нежели к покупке новых — то есть услуги СТО, особенно сертифицированных, с высоким качеством, будут очень востребованы. А следовательно, и цены на них будут расти.

— Сегодня делать долгосрочные прогнозы практически невозможно, поскольку геополитическая и экономическая ситуация в мире быстро меняется. <…> Можно сказать только то, что рост стоимости услуг сервисов будет идти вместе со всем рынком, — резюмировал Михаил Мартынов.

Чудес не бывает: если всё в стране дорожает, включая валюту, ремонт авто не может оставаться в стороне. Но хорошо обслужить машину, чтобы она прослужила дольше, по-прежнему дешевле, чем купить новую — а это значит, что никакое повышение цен от ремонта автолюбителей не отвратит.