Гадание на бутылке: правда ли, что россияне стали меньше пить и почему

Эксперт предположил, что эти цифры — скорее всего, некая статистическая погрешность, так что поднимать панику по их поводу смысла нет.
— Статистика — наука точная, но весь вопрос в том, как интерпретировать эти цифры. Приведены данные о больных с алкогольной зависимостью и с алкогольными психозами. Здесь их слили вместе, хотя это два разных показателя. А вообще, у нас сейчас просто растёт выявляемость. Кстати, для примера надо сказать, что в соседнем регионе эти цифры, наоборот, упали.
О том, что ситуация с алкоголизмом в Северной столице пусть не идеальная, но хотя бы стабильная, ещё в начале сентября сообщала заместитель главного врача Городской наркологической больницы, врач психиатр-нарколог Елена Куркова. По её словам, от хронической алкогольной зависимости страдают около 18 тыс. петербуржцев. Эта цифра сохраняется на протяжении последних трёх лет и она вдвое меньше среднего показателя по стране.
Сколько на самом деле пьют россияне?
Общая динамика потребления спиртного по стране также не вызывает тревоги. По данным Минздрава, в минувшем октябре потребление алкоголя (в пересчёте на чистый этанол) в России составило 7,74 л на человека — это минимальное значение с конца 90-х, когда начали вести такую статистику. Предполагается, что средний показатель по 2025 году будет чуть выше и окажется на прошлогоднем уровне — около 8,1 л (что аж на 3 л меньше, чем десять лет назад).
В Петербурге выпивают меньше, чем в среднем по стране: согласно данным за октябрь, местные жители употребили 6,41 л. А средний годовой показатель для Северной столицы составляет 6,55 л.
Конечно, в реальности население пьёт несколько больше. Официальная статистика опирается на данные легальных продаж спиртного в магазинах и общепите. А ведь существует ещё контрафакт, продукция «двойного назначения» (одеколоны, спиртосодержащие лекарства и т. п.), а также домашнее производство самогона, вина и пива.
Однако в целом тренд на снижение потребления хмельных напитков отмечают и власти, и сами граждане. В недавнем опросе ВЦИОМ почти половина респондентов (48 %) признались, что ведут исключительно трезвый образ жизни. Ещё 20 лет назад непьющих было всего 27 %. Среди тех, кто не прочь пропустить бокальчик, больше всего любителей вина (19 %), затем идут ценители пива (18 %), а поклонники традиционной русской водки оказались на третьем месте (11 %).

Рост числа трезвенников эксперты объясняют несколькими факторами:
- модой на здоровый образ жизни и сознательным отказом от вредных продуктов;
- банальным подорожанием напитков — напомним, что с января нас ждёт очередное повышение акцизов на алкоголь, а значит, и рост розничных цен;
- заградительными мерами — ограничением времени продаж спиртного, запретом торговли им в праздники и т.д.
Кстати, в борьбе петербургских чиновников с «наливайками», которую тоже можно отнести к третьему пункту, Олег Гончаров увидел две стороны:
— Это очень непростой вопрос, потому что, с одной стороны, в «наливайках», с большой долей вероятности, тебе всё-таки не нальют что-то с метиловой составляющей, которую наш организм категорически не приемлет. С другой стороны, любая доступность наркотика (а алкоголь — это легальный наркотик, который действует на наш мозг ничуть не слабее остальных) приводит к росту числа тех, кто приобретает от него зависимость.
Алкоголизм или бытовое пьянство?
Как ни проводи подсчёты, назвать точное число зависимых от зелёного змия не способны ни статистика, ни врачи. Олег Гончаров подчеркнул, что в поле зрения медиков попадают лишь те люди, состояние которых потребовало врачебного вмешательства. А сколько жителей Петербурга подвержены регулярному бытовому пьянству, которое многими считается нормой жизни, не скажет никто.
— Конечно, людей с алкогольной зависимостью, которые не стоят на учёте (теперь это называется диспансерным наблюдением), очень и очень много. Мы ведь работаем только с обращаемостью. У алкоголя достаточно тяжёлый абстинентный синдром, поэтому если человек пил несколько дней, ему в какой-то момент становится так плохо, что он обращается к доктору. И это та первая ниточка, за которую мы начинаем тянуть для того, чтобы помочь пациенту отказаться от алкоголя вообще.

Признаки алкогольной зависимости
Многие регулярно выпивающие люди отказываются признавать в своей привычке проблему. Да и окружающие часто не видят беды в том, что кто-то ежедневно после работы расслабляется с пивком. Какие признаки говорят о том, что у человека рядом с вами формируется или уже сформировалась алкогольная зависимость?
- Частота употребления алкоголя растёт. Поводом выпить может стать всё, что угодно: встреча с друзьями, победа любимой футбольной команды, конец рабочего дня, усталость, плохая погода или конфликт с коллегой.
- Из близкого круга общения постепенно исчезают непьющие люди. Человек чувствует себя в их присутствии некомфортно.
- Впрочем, и компания единомышленников в какой-то момент становится необязательной. Человек с развивающейся зависимостью всё чаще готов выпивать один.
- Теряется контроль за количеством выпитого, человек перестаёт чувствовать меру, после первого бокала или стопки ему уже сложно остановиться.
- Может наблюдаться скрытное поведение, когда человек пьёт тайком, прячет бутылки, лжёт по поводу количества выпитого или самого факта возлияний.
- Эмоциональное состояние скачет от подавленности и раздражительности в трезвом состоянии до радостного возбуждения после принятия на грудь. Попытки близких запретить алкоголь или хотя бы поговорить о проблеме вызывают злость и могут вылиться в скандал.
- Развивается физическая зависимость — об этом говорят утреннее желание похмелиться и абстинентный синдром, который снимается новой дозой.
- Повышается толерантность к алкоголю: зависимый пьёт и не пьянеет, поскольку на этом этапе его организм адаптируется к регулярному «допингу».
- Возникают провалы в памяти — после пьянки бывает сложно воссоздать ход событий, вспомнить, с кем пил, как возвращался домой и где потерял ключи.
- Постепенно снижается интерес к близким людям, работе, спорту, хобби. По мере усугубления ситуации отношения с окружающими ухудшаются, всё чаще возникают конфликты и вспышки агрессии.
- Появляются, а затем учащаются запойные эпизоды.
- Рано или поздно начинает сдавать здоровье: возникают проблемы со стороны желудочно-кишечного тракта, печени и сердечно-сосудистой системы, нарушается сон, могут наблюдаться потеря веса и изменения внешности (отёчность, мешки под глазами, сосудистые сеточки на носу и щеках).

Это может показаться странным, но отрицание зависимости тоже является одним из её признаков. Сам человек обычно не способен критически оценить своё состояние и серьёзность ситуации. Поначалу возможны демонстративные отказы от спиртного на некоторое время, чтобы доказать всем, что он «не алкоголик». И даже на той стадии, когда речь уже идёт о серьёзной зависимости, людям по-прежнему может казаться, что они «всё контролируют» и способны бросить пить в любой момент.
Именно признание проблемы пациентом и готовность её решать становятся главным шагом к преодолению зависимости.
Бывших алкоголиков не бывает
Говорить, что алкоголизм можно вылечить, — не совсем правильно. Целью лечения является, скорее, стабильная пожизненная ремиссия за счёт изменения образа жизни. Параллельно прилагаются усилия для восстановления физического и психического здоровья, возвращения социальных связей, здоровой самооценки и смысла жизни без алкоголя.
Чтобы добиться нужного результата, используются различные средства и методики: от первоначальной детоксикации и снижения влечения к алкоголю с помощью лекарственных препаратов до антидепрессантов и психотерапии. Однако весь достигнутый эффект сохраняется лишь при полном осознанном отказе от спиртного. Всего одна рюмка способна заново запустить порочный круг зависимости даже после 20 лет трезвости.
— Алкогольная зависимость — это хроническое психическое заболевание. Да, мы умеем его лечить. Но, к сожалению, не получится вылечиться до такого момента, когда ты сможешь пить столько, сколько захочешь, когда захочешь и в любой компании.




