От храма до катка: как советский Петербург превращал святыни в «глушилки» и заводы

Петербург всегда считался городом всех религий. Здесь мирно сосуществовали абсолютно все конфессии. Но после революции 1917 года всё изменилось. Храмы стали закрывать и сносить, а то, что оставалось, приспосабливали под новые советские нужды. Где в советское время располагалась лаборатория зоологического института? В каком религиозном учреждении крестили деда Ленина? В этом разбирался ведущий программы «Другой Петербург» Илья Михайлов-Соболевский.
Сампсониевский собор: от магазина к реставрации
Многие святыни не пережили советское время, однако в городе на Неве сохранился Сампсониевский собор, где крестили дедушку Владимира Ленина, который сделал атеистической нашу страну и запретил храмы.
— Сампсониевский собор — это один из старейших храмов в Петербурге. Он был построен в честь победы в Полтавской битве, — рассказал кандидат философских наук Алексей Гайдуков.
Собор в Выборгском районе Петербурга чудом сохранился. И здесь, как известно, были сняты все кресты, кроме одного. Планировалось разместить на этом месте несколько предприятий, но в итоге храм так и оставался закрытым. Иконостас был зашит досками — и именно это, как ни странно, спасло его. Он уцелел целиком, что можно считать настоящим чудом. Иконы изымались, а многие церковные ценности, представлявшие художественную значимость, были переданы в музей. В 1932 году храм закрыли и решили использовать под магазин готового платья.

— Храм переходил из рук в руки — под библиотеку, под разные организации, — рассказал иерей Александр Чудаев. — В период Великой Отечественной войны, в 1942 году, в него попал снаряд. Был принесён большой ущерб зданию, штукатурке, престолу, иконостасу, и долгое время это всё не реставрировалось.
Храм приходил в упадок, но в 1984 году директор музея «Исаакиевский собор» Георгий Бутиков взял его под опеку, и началась реставрация. Музейщики совершили чудо — нашли утерянные иконы, восстановили иконостас, открыли росписи. Сохранился только один оригинальный колокол, который сейчас можно увидеть на колокольне.
Буддийский дацан: от духовного центра — к «глушилке голоса Америки»
Буддийский храм на Приморском проспекте — Дацан Гунзэчойнэй — один из самых крупных в Европе.
— После революции сюда приходили красноармейцы, устраивали погромы, искали золото.
Храм дошёл до нас в первозданном виде. Здесь были люди-учёные и люди-военные, они не успели что-то изменить в планировке. За 108 лет храм неоднократно перекрашивали, что видно по расчисткам на стене, оставленным реставраторами.

После революции здесь располагалась военная радиостанция. В молитвенном зале стоял передатчик, а антенны тянулись за пределами храма.
— Фашисты бомбили парк, не зная, где точно источник сигнала. Для жителей подвал дацана был бомбоубежищем, — рассказал Антон Лама.
После войны, до конца 1950-х годов, здесь работало КГБ, станция служила глушилкой «Голоса Америки». В 1962 году в храме работал филиал Зоологического музея.

— На месте статуи Будды стоял электронный микроскоп.
Спортзал на месте лютеранской церкви
В советские годы храмы часто приспосабливали под овощные склады и спортивные залы.
— Самый простой способ — сделать физкультурный зал. Шведская лютеранская церковь Святой Екатерины была разделена на два этажа, ранее это был большой свод.
На первом этаже сейчас актовый зал, на втором — располагался один из баскетбольных залов. Пережитки советского прошлого дошли до наших дней.

Церковь Благовещения: завод по производству презервативов и шайб
На месте церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, построенной в XIX веке, в советское время работал завод резиновых изделий. Церковь имеет необычную форму — в виде ротонды. Рядом когда-то была колокольня, но её снесли при постройке проспекта. Новую же поставили к 200-летию войны 1812 года.
— Здесь было кладбище, которое заровняли.
По словам историка Алексея Ароновича, завод спас церковь от уничтожения. Здесь производили игрушки, хоккейные шайбы и изделие номер два.
— Психология советской власти была такова: есть помещение, его нужно приспособить.

Завод прекратил существование, а церковь более восьми лет находилась в заброшенном состоянии. Её привели в порядок благодаря общине.
Крытый каток внутри храма
В Казанском соборе в 1930-х годах разместили Музей истории религии и атеизма. Журналист Олег Мироненко вспоминает:
— Я работал там научным сотрудником. Мы носили скульптуры, а в других бывших храмах люди в то время купались в бассейнах и катались на катках.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, находящаяся на Васильевском острове, выглядит сейчас завораживающе. Однако в советское время внутри был крытый каток.
— Архитектор Василий Косяков построил этот храм в стиле перекрещивающихся сводов таким образом, чтобы не нужны были опоры, и поэтому появилась большая площадка, которая могла быть использована как каток.

Особенно запомнился ему эпизод, когда детей не пустили на каток из-за проявившегося на стене лика Христа Пантократора.
— Работники испугались: «Не дай бог, дети увидят Бога», — и срочно замазали фреску.
Сейчас внутри всё восстановили, поэтому сложно представить, что когда-то тут был каток.
















